Лицо человека - зеркало здоровья
Лицо человека... Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретить и двух с одинаковыми
лицами: каждое природа создает по индивидуальному проекту. Это наша "визитная карточка"
в огромном мире, на которой лежит печать нашей оригинальности, неповторимости. Нашего
"я". Академик П. К. Анохин писал: "Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность,
разнообразные проявления его выразительной игры являются источником вдохновения
во все времена и у всех народов". Действительно, художники и скульпторы, композиторы,
поэты и писатели воспели лицо человека в бронзе и мраморе, в стихах и прозе, в красках
и звуках. И если перед нами произведение Мастера, то видишь не просто портрет, но
сокровенную сущность человека, его душу. Неизъяснимым образом она проступает во
всех его чертах: в глубине глаз, в уголках губ, в сетке морщин... Да, совсем не
случайно лицо называют зеркалом души.
Но для врачевателей всех времен и народов лицо было не только зеркалом души, но
и зеркалом здоровья. Оно всегда являлось предметом пристального и глубокого изучения.
Анатомы изучают строение лица, форму, пропорции, контуры, соразмерности, рельеф.
Они определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лица,
создают фундамент для понимания законов его структурной организации. Антропологи
стараются найти истоки истоков, расшифровать этнические особенности, присущие лицам
людей разных народов и народностей. Физиологи стремятся выяснить, какие факторы,
какие системы организма влияют на рост и развитие лица, что обусловливает его подвижность,
выразительность.
Клиницисты по "изменениям цвета кожи, по кругам и мешкам под глазами, припухшим
векам и другим настораживающим признакам читают на лице пациента признаки тех или
иных болезней. На основании многовековых наблюдений и выявлении характерных для
различных патологий признаков была составлена терминологическая классификация видов
лиц больных. Например, "аортальное лицо": запавшие щеки, иссиня-бледный цвет кожи,
синеватые склеры говорят врачу о страданиях сердца и магистрального кровеносного
сосуда - аорты. А яркий скуловый румянец на фоне бледного, исхудавшего лица с заостренным
носом и запавшими глазами наводит на мысль о туберкулезе; такие лица называют чахоточными.
Часто можно встретить "аденоидное лицо" с тупым сонливым выражением и приоткрытым
ртом.
Психологи ищут зависимость между тем или иным выражением лица и эмоциональным, психическим
состоянием человека. А все вместе они вот уже которое столетие пишут одну большую
"картину" - лицо Человека.
Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая... Кто из нас не рисовал эту самую
простейшую схему лица! Рожица действительно бывает и круглая, и овальная, и трапециевидная,
и ромбовидная, и яйцевидная - варианты форм лица чрезвычайно многообразны. Этим
многообразием мы обязаны прежде всего скелету лица. Его кости - лобная, скуловая,
слезная, верхняя челюсть, нижняя челюсть - предопределяют рельеф лица, конфигурацию
и глубину глазных орбит, влияют на форму носа, размеры рта и лица в целом. И как
бы ни были развиты мускулатура и подкожная жировая клетчатка, облик в значительной
мере определяется конструкцией и формой костной основы.
У женщин все костные "детали", как правило, меньших размеров, более изящные, тонкие.
Лоб у них в большинстве случаев (75%) отвесный, бугры и гребни не выступают так
резко, как у мужчины, надбровные дуги не выражены, челюсти сравнительно тонкие.
А изящно очерченный подбородок и маленькие ушные раковины завершают типичный облик
женского лица. Размеры лица зависят от степени развития черепа, а поскольку голова
женщины на 1/5 меньше головы мужчины (что вовсе не сказывается на ее интеллекте
и умственных способностях!), то и лицо тоже соответственно меньше.
Известны многочисленные попытки определить пропорции лица, что представляет интерес
для объективного суждения о. пределах его изменчивости и для выявления патологических
отклонений. Согласно утверждению древнегреческого скульптора Поликлета (а древние
греки, право же, знали толк в пропорциях и гармонии), лицо должно составлять 1/10
от длины всего тела.
Лицо считается пропорциональным, если его можно разделить условными линиями по горизонтали
на 4 равные части: от верхушки головы до края волосяного покрова, затем выделяется
область лба, а следующая линия проводится прямо под носом. Считается также, что
в среднем расстояние между ушами должно быть равно расстоянию от брови до нижнего
края подбородка, а расстояние между наружными углами глаз должно соответствовать
таковому от верхней границы носа до верхней границы подбородка (край нижней губы).
Но ни соблюденные пропорции, ни симметрия правой и левой половин лица не гарантируют
его красоты. Кстати сказать, небольшая асимметрия присуща лицам всех без исключения
людей. Даже лица Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского - всеми признанных эталонов
красоты и гармонии - не имеют полной билатеральной симметрии. Что уж говорить о
простых смертных! У них (вернее, у нас) одна половина лица, обычно левая, выше,
а другая ниже. Высокая половина всегда немного уже, бровь расположена на ней чуть
выше, глазная щель крупнее, а носогубная складка более выражена и прямолинейна.
Судя по наблюдениям многих специалистов да и древним трактатам, правая половина
лица больше левой, резче выступает и выражает мужественность. Левая легче, женственнее,
что ли. Причиной асимметрии служит все та же неравноценность конструктивных костных
элементов. Плюс на нее наслаивается мимическая асимметрия, которая имеет свои особенности.
Установлено, например, что иннервация правой мимической мускулатуры богаче левой;
движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмурить
правый глаз гораздо легче, чем левый.
Надо сказать, что мимические мышцы - совершенно особые. Они - тот инструмент, с
помощью которого мы можем "нарисовать" любое выражение лица, придать ему самые тонкие
оттенки, нюансы. Выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов писал, что "душевность,
страстность, насмешка, печаль, радость и т. д. суть не что иное, как результат укорочения
какой-либо группы мышц". Вот так: простое сокращение мышц - и ваше лицо сияет радостью,
сократились другие группы - на нем написана скорбь.
В отличие от других скелетных мышц мимические мышцы одним концом прикрепляются к
костным образованиям, другим - к коже или слизистой оболочке. Каждая мышца в области
ее прикрепления в той или иной мере утрачивает свою обособленность: ее пучки переплетаются,
смешиваются с пучками других мышц. Сокращаясь, они вызывают образование складок
кожи, раскрывают или смыкают веки, губы, изменяют просвет ноздрей. Разная степень
сокращения мышечных пучков объясняет столь разнообразную и постоянно меняющуюся
форму рта, губ, глаз...
В мимических движениях лица в той или иной мере участвуют около ста мышц. Среди
них есть "мышца иронии" - она тянет угол рта вверх, придавая губам ироничное выражение.
"Мышца траура" опускает углы рта в плаче. Большая скуловая мышца поднимает углы
рта, углубляет носогубную складку. и является главной мышцей смеха. Когда она хорошо
развита, улыбка и смех сопровождаются образованием столь милых ямочек на щеках.
От носовых костей начинается и прикрепляется к коже между бровями "мышца гордецов".
Это она образует поперечные складки кожи надпереносья. Ее еще образно называют "мускулом
борьбы" или "мускулом атаки".
Эти и другие мимические мышцы есть у каждого человека, даже если он вовсе не ироничен
и по натуре не борец. Но они имеют индивидуальные различия, многообразные варианты
начала и прикрепления. Все это определяет особенности не только анатомического характера,
но и пластичности лица каждого человека. Есть прямо-таки "каучуковые" лица. Но встречаются
и лица-маски. Правда, маскообразное лицо может быть следствием нарушения иннервации
мимических мышц, либо недоразвития эмоциональной сферы высшей нервной деятельности.
А иногда причина "маски" совсем проста - человек бережет гладь лица от нежелательных
морщин. Конечно, экспрессивное, выразительное, подвижное лицо - это прекрасно. Но...
чревато появлением морщин. Ведь мимические мышцы собирают кожу лица в складки. У
детей и людей молодых мимические складки, возникающие при смехе, огорчении, гневе
и других эмоциях, расправляются тотчас же после окончания сокращения соответствующих
мышц. У людей зрелого возраста складки расправляются не до конца и постепенно образуются
морщины, имеющие индивидуальный рисунок.
Однако при всем многообразии есть общие закономерности формирования морщин под влиянием
систематического сокращения тех мышц, которые наиболее часто работают у каждого
человека. Например, лучистые морщинки вокруг глаз образуются в основном при сокращении
глазничной части круговой мышцы глаза. Ряд горизонтальных морщин в области лба возникает
в связи с сокращением определенного отдела надчерепной мышцы. Морщины вокруг рта
- следствие работы его круговой мышцы, а также щечной и мышц верхней и нижней губ.
По этим своеобразным гравюрам, начертанным на лице сетью морщин, опытному диагносту,
хорошему психологу да и просто человеку наблюдательному нетрудно бывает прочесть
особенности характера человека, его физическое и психическое состояние. Не говоря
уже о "картинах", возникающих на лице вследствие разных болезней и придающих мимике
настолько специфический характер, что они служат важным диагностическим признаком.
Например, известная врачам "фигура омеги", когда контур складок верхней части лица
напоминает эту греческую букву, очень часто наблюдается при депрессивных состояниях
и обусловлен сокращением мышц, сморщивающих брови, и надчерепной мышцы.
И еще по морщинам можно прочесть возраст человека и, пожалуй, его жизненный путь,
склонности, привязанности. Ведь все переживания, мысли, чувства, страсти - не только
отрицательные эмоции, стрессы, но и чувство любви, радость творческих свершений,
триумф заслуженных побед - все, все оставляет свой след на лице и придает ему неповторимость.
И одновременно узнаваемость. С первого взгляда по одному только выражению лица можно
отличить человека угрюмого и замкнутого от легкого и открытого, мудреца от глупца,
хитреца от простака... Но чтение лица - это уже другая, большая тема. А этот короткий
разговор мне бы хотелось закончить строками "физиогномиста всех времен", швейцарского
священника, поэта и художника Иоганна Лафатера: ...Только человек из всех живых
существ открытым отличается лицом. Имеет нос, миниатюрный рот и очи с заостренными
углами... Лишь в нем одном и благость, и премудрость, и тайны изумительных пропорций.