Как правильно говорить по-русски иностранцу
Проговаривание букв русского языка и запоминание фраз

Типология падежей в русском языке

 Постановку звуков русской речи вполне можно делать при помощи онлайн тренажеров. Например, на этом сайте находятся тренажеры для автоматизации произношения всех звуков русской речи.

Согласно концепции Р. Якобсона, частные значения каждого из падежей могут быть приведены к общему «инвариантному значению» данного падежа, которым он характеризуется «в отношении к прочим падежам». «Инвариантные значения» отдельных падежей, Р. Якобсону, складываются в русской падежной системе из набора трех пар дифференциальных признаков:

  • направленность — непаправленность (признак направленности означает указание на то, что на, предмет направлено или ориентировано действие),
  • периферийность — непериферийность (признак периферийности означает указание на то, что называемый именем предмет играет побочную, периферийную роль в ситуации, которая описывается высказыванием),
  • объемность — необъемность (признак объемности означает указание на предел участия предмета в действии).

Соответственно отдельные падежи квалифицируются по их «инвариантному значению» следующим образом:

  • именительный — как непериферийный, ненаправленный и необъемный,
  • дательный- как периферийный, направленный и необъемный,
  • винительный — как непериферийный, направленный и необъемный,
  • родительный — как непериферийный и объемный и т. п.

Подобная квалификация «инвариантных значений» отдельных падежей представляет определенный теоретический, интерес, но довольно далека от потребностей практики.

Падежи и иерархические структуры

Более плодотворным с практической (лингводидактической) точки зрения является, на наш взгляд, другой подход к объединению различных частных значений той или иной падежной формы, осуществляемому «под эгидой» этой формы на иерархической основе.

При таком подходе падежи являются неравноценными и в зависимости от характера и степени их контекстной обусловленности подразделяются на основные (первичные) и второстепенные (вторичные, производные или побочные).

Так, в приглагольном употреблении основными значениями отдельных падежей можно признать:

  • у именительного падежа (И.) — значение субъекта действия (действующего лица),
  • у творительного падежа (Т.) — значение орудия или средства действия,
  • у винительного падежа (В.) — значение объекта действия (лица или предмета, на который действие направлено),
  • у дательного падежа (Д.) — значение адресата.

Эти значения у названных падежей наиболее самостоятельны, принадлежат им, так сказать, изначально и обнаруживаются в типовых синтаксических контекстах при участии соответствующих падежных форм в построении обычных (нейтральных в стилистическом отношении и наиболее распространенных в речевой действительности) синтаксических конструкций с глаголом в исходной (личной невозвратной) форме,

Благодаря способности в различных контекстных условиях видоизменять (варьировать) свои значения, отдельные падежные формы русских существительных вступают в семантическое взаимодействие друг с другом. В частности, в различных синтаксических контекстах взаимодействуют и могут заменять друг друга именительный, винительный, творительный и дательный падежи. Ср.: Студенты (И.) выполняют задание (В.). — Задание (И.) выполняется студентами (Т.); Буря (И.) свалила дерево. — Бурей (Т.) свалило дерево; Мальчик. (И.) не спит. — Мальчику (Д.) не спится.

В различных лексических контекстах взаимодействуют и выступают как равнозначные винительный, творительный и дательный падежи. Ср.: люблю брата — любуюсь братом — завидую брату; изучаю математику — увлекаюсь математикой — учусь математике.

Во взаимодействии с винительным в приглагольном употреблении нередко выступает родительный падеж. Он может быть заместителем винительного:

  • а) при обозначении неполного охвата действием объекта, на который оно направлено: выпил воды, принес дров;
  • б) при глаголах с отрицанием: не читал письма, не знаю правил;
  • в) в определенном лексическом контексте (при глаголах «устремления» и «лишения»): желать успеха, жаждать славы, ждать решения; лишаться спокойствия, избегать столкновений, сторониться людей и т. п.

Кроме того, родительный падеж может взаимодействовать с именительным, например, в таких случаях, как: Брат (И.) оказался дома. — Брата (Р.) дома не оказалось; По- мощь (И.) пришла вовремя. — Помощи (Р.) до сих пор не приходило. Соответствующее употребление родительного предопределено специфическим синтаксическим контекстом и лексически ограничено.

Совершенно особняком в приглагольном (как, впрочем, и в приименном) употреблении стоит предложный падеж. Этот падеж аналитичен по своей природе, так как в выражении свойственных ему значений (пространственного и объектно-изъяснительного) всегда участвуют предлоги. Что касается семантического взаимодействия предложного падежа с другими падежами, то оно может быть установлено лишь в одном из его значений (объектно-изъяснительном) относительно винительного, творительного и дательного падежей. Ср.: изучаю математику — увлекаюсь математикой — учусь математике — разбираюсь в математике; люблю брата — любуюсь братом — завидую брату — думаю о брате.

Соответствующее значение предложный падеж имеет в строго -определенном лексическом контексте — только при глаголах речи, мысли, чувства (чувственного состояния), например: говорить о деле, рассуждать о долге, мечтать об отдыхе, беспокоиться о сыне, сомневаться в истине, признаваться в просчете и т. п.

РУССКИЙ ЯЗЫК - АУДИО-САМОУЧИТЕЛИ, АУДИОУРОКИ, АУДИОКНИГИ, АУДИОКУРСЫ

  • learnrussianstepbystep.com – аудиоуроки русского языка для начинающих онлайн - грамматика, лексика. Сайт содержит много коротких уроков русского языка с аудио. Есть параллельный текст на русском и перевод (на английский, испанский или французский).
  • learnrussian.rt.com – уроки русского языка онлайн - аудиоуроки русского для начинающих. Есть параллельный текст на русском языке.
  • www.youtube.com – Уроки русского языка для начинающих. Видеоряд представляет собой текст диалогов.
  • librivox.org – онлайн-библиотека бесплатных аудиокниг на русском языке. Сайт содержит большое количество аудиокниг на русском языке, начитанных добровольцами. Все книги на сайте являются общественным достоянием (они не защищены авторскими правами). На странице с конкретной аудиокнигой практически всегда есть ссылка на исходный текст (чаще всего это сслыка на Проект «Гутенберг»- онлайн-библиотеку бесплатных электронных книг, являющихся общественным достоянием).
  • www.gramota.ru – Владимир - курс русского языка для уровня А2 - онлайн-аудиокнига для изучающих русский язык. Русский текст прилагается. Есть перевод диалогов на английский, немецкий и французский языки.
  • learningrussian.net – короткие аудиоуроки русского языка онлайн
  • govoriporusski.com – говори по-русски - русские подкасты онлайн. Сайт с русскими подкастами, если зарегистрироваться, то можно скачать текст подкастов. Каждый урок - небольшой диалог среднего (иногда быстрого) темпа речи, после которого следует повторение диалога более медленным темпом и анализ текста, объяснение непонятных слов.

 

Другие статьи на тему обучения русскому языку иностранцев

Некоторые методы работы по освоению русского языка и адаптация | Книги для скачивания для изучения русского языка как иностранного | Фонетический разбор слов практический пример | Типология падежий в русском языке | Основные правила русского языка для иностранцев | Как изучить русский язык иностранцу | План фонетического разбора русского | Примеры фонетической транскрипции слов | Сертификаты о прохождении государственного экзамена по русскому | Онлайн тесты русского языка для иностранцев | Типы обучение русскому языку как иностранному (РКИ) | Русский алфавит для иностранцев | Про аудиокурсы русского языка для иностранцев | Русский для билингвов и мигрантов | Фонетика и лексика русского языка для иностранца | Учебники русского языка для иностранцев | Как создавать интерес к изучению русского языка? | Как научиться говорить по-русски | Мотивы изучения русского языка | Обучение русскому языку | Обучать прописям или печатным буквам студентов? | Русский язык для иностранцев | Поведенческий подход к изучению языка | Сколько часов необходимо для изучения русского языка как иностранного | Словарный запас – это основа языка | Где найти аудиоуроки русского языка для иностранцев | Что нужно сделать пред выбором учебного материала по изучению | Постановка звуков для иностранцев | Русский язык как иностранный | Сколько часов необходимо для изучения русского языка как иностранного | Падежи русского языка для неносителей русского языка |

 

Индивидуальные занятия с иностранными студентами

Если у вас возникли затруднения при изучении русского языка или вы желаете получить персональное обучение в области постановки русского языка, пожалуйста,
Меня можно найти в социальных сетях
 http://vk.com/abcolut , https://www.facebook.com/sm100.ru