Как правильно говорить по-русски иностранцу
Проговаривание букв русского языка и запоминание фраз

Падежи русского языка для не носителей русского языка

Обучая предложно-падежной системе русского языка как родного, учитель формирует умение учащихся ставить падежные вопросы и пользоваться моделями:

  • нет кого, чего;
  • рад (дать) кому, чему;
  • вижу кого, что;
  • горжусь кем, чем;
  • думаю о ком, о чем — и т.п.

В полиэтническом классе учитель раскрывает значение падежей, так как это поможет их практическому усвоению.

К сожалению, в русском языке одно и то же значение слова может выражаться разными падежами, а выбор синтаксической конструкции зависит и от лексической сочетаемости глагола с существительным. Так, глагольные пары идти-ехать, поставить-положить, учить-изучать,  надеть-одеть являются источником частых ошибок, так как учащиеся не различают значений этих глаголов.

В методике обучения русскому языку как неродному принята следующая последовательность введения в речь падежей:

  • именительного падежа в сопоставлении с винительным (без предлога — с предлогами);
  • дательного падежа (без предлога — с предлогом к, по);
  • творительного падежа (без предлога в значении орудия/объ­екта действия; как именная часть сказуемого — с предлогом с в значении совместного действия — с предлогами перед, над, под, за со значением места);
  • предложного падежа (разграничивать конструкции с предло­гами в и на, к, по со значением места — с предлогом о);
  • родительного падежа (обозначение отсутствия предмета в отрицательных безличных предложениях со словами нет, не было, не будет — в значении принадлежности — в коли­чественном значении — с предлогами из и с обозначением места, откуда исходит движение).

Выразительное чтение для усвоения русского языка

Наиболее эффективным средством формирования пунктуационных навыков у студентов - иностранцев, являются задания на выразительное чтение. Это упражнение особенно полезно  при расстановке знаков препинания в конце предложения ,прямой речью,  в предложениях с одинаковыми членами, при обращении.

Нарушение порядка слов в предложениях

Студенты, для которых русский язык является неродным, часто нарушают порядок слов при формировании предложения на русском языке.

И это просто объясняется:

Дело в том, что например, в языках тюркской группы в конце предложения всегда стоит сказуемое и организует предложение в единое целое.

В узбекском языке обыч­ный порядок слов: подлежащее + дополнение + сказуемое: Овчибуриниулдирди — Охотник убил волка.

В русском языке следующий порядок слов: подлежащее (группа подлежащего) + сказуемое (группа сказуемого), т.е. распространенное предложение чаще за­канчивается дополнением либо обстоятельством.

 

Ошибки при использовании глаголов в русском языке

  • смешение видовременных форм (Я всегда пообедаю в столо­вой, мама вчера шила пуговицу);
  • отсутствие умений соотносить функцию и значение формы повелительного наклонения с видовым значением (Не подой­ди к окну — дует вместо не подходи);
  • смешение супплетивных форм (брать — взять, сказать — говорить);
  • нарушение норм в употреблении видовременных форм глаго­ла в предложениях с однородными сказуемыми, в ССП и СПП (Утром проснулся, умывался, делал зарядку.Когда кончилась гроза, дети идут на улицу).

Ошибки при употреблении глаголов

Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых.

При обучении русскому языку как неродному система обучения виду строится от семантики глагольного вида к образованию глаголов конкретного вида и к использованию их в речи.

Категории вида у глаголов

Основу категории вида составляют парные по виду глаголы. Поэтому необходимо вводить глагол вместе с видовой парой, если она достаточно употребительна. Эта необходимость объясняется также тем, что образование вида в русском языке сопровождается много­плановым чередованием, которое трудно обобщить в виде каких-то правил. Учащийся, записав в словарик, запоминает видовую пару, запоминание способствует выработке навыков различения и образования видовых форм и, в конечном счете, — выработке навыков правильного их употребления в речи.

 

Совершенное действие

Семантическое различие глаголов совершенного и несовершенного вида для учащихся, слабо владеющих русским языком, начинается с понимания результата совершенного действия.

Глагол совершенного вида обозначает действие, которое достигло результата, доведено или будет доведено до конца, которое уже нельзя продолжить. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида учащимся поможет понимание частноречевых значений внезапности, неожиданности, единичности (совершенный вид) и продолжения действия, повторяемости (несовершенный вид), а также наличие слов-сигналов этих видов. Слова часто, постоянно, всегда, долго показывают многократность действия, его регулярного повторения, длительности и сочетаются с глаголами несовершенного вида.

Слова однажды, как-то, сразу же, быстро показывают единичность, внезапность действия, его скоротечность и исполь­зуются с глаголами совершенного вида.

Видовые пары

В видовых парах усваиваются и разнокорневые парные по виду глаголы (класть — положить, спать — уснуть, бояться — испу­гаться и др.) и видовые пары, образованные с помощью ударения (вЫрезать — вырезАть, засЫпать — засыпАть).

Будущее время

При изучении форм будущего времени глагола учащиеся затрудняются различать семантику глаголов будущего простого и сложного. Глагол будущего сложного показывает, что действие будет длиться, продолжаться, внимание обращается на его течение, тогда как глагол будущего простого сосредоточивает внимание на завершенности действия, достижения его результата, а не на его течении (буду рисовать — нарисую, пожелтеют листья — будут желтеть листья).

 

Другие статьи на тему обучения русскому языку иностранцев

Некоторые методы работы по освоению русского языка и адаптация | Книги для скачивания для изучения русского языка как иностранного | Фонетический разбор слов практический пример | Типология падежий в русском языке | Основные правила русского языка для иностранцев | Как изучить русский язык иностранцу | План фонетического разбора русского | Примеры фонетической транскрипции слов | Сертификаты о прохождении государственного экзамена по русскому | Онлайн тесты русского языка для иностранцев | Типы обучение русскому языку как иностранному (РКИ) | Русский алфавит для иностранцев | Про аудиокурсы русского языка для иностранцев | Русский для билингвов и мигрантов | Фонетика и лексика русского языка для иностранца | Учебники русского языка для иностранцев | Как создавать интерес к изучению русского языка? | Как научиться говорить по-русски | Мотивы изучения русского языка | Обучение русскому языку | Обучать прописям или печатным буквам студентов? | Русский язык для иностранцев | Поведенческий подход к изучению языка | Сколько часов необходимо для изучения русского языка как иностранного | Словарный запас – это основа языка | Где найти аудиоуроки русского языка для иностранцев | Что нужно сделать пред выбором учебного материала по изучению | Постановка звуков для иностранцев | Русский язык как иностранный | Сколько часов необходимо для изучения русского языка как иностранного | Падежи русского языка для неносителей русского языка |

 

Индивидуальные занятия с иностранными студентами

Если у вас возникли затруднения при изучении русского языка или вы желаете получить персональное обучение в области постановки русского языка, пожалуйста,
Меня можно найти в социальных сетях
 http://vk.com/abcolut , https://www.facebook.com/sm100.ru