Первоклассник читает по буквам. Постепенно он приобретает навык чтения и начинает читать словами. От школьника требуется, чтобы он прочитал все, что сказано в учебнике. В высших учебных заведениях студента учат пользоваться специальной литературой, справочниками, учат находить нужную информацию в бездонном море книг и библиотечных каталогов. Студент приобретает навык читать не все, а только то, что необходимо, то есть формирует алгоритм избирательного поиска нужной информации. Он знает, как найти то, что нужно. Как правильно сформулировать вопрос (сформулированный вопрос – это переход от проблемы к задаче), как найти нужную литературу. Как в выбранных книгах по заглавию найти то, что следует прочитать.
Далее, специализируясь в определенной области, человек попадает под поток неструктурированной (с его точки зрения) или плохо структурированной информации, поступающей по каналам профессиональной или деловой литературы. Структурировать эту информацию в соответствии со своими познавательными интересами читателю приходится самому. К такой литературе не применишь ни стратегию чтения школьника (читать от корки до корки) – слишком велик объем информации, ни стратегию студента – уж очень неструктурированна информация и в ней очень много мусора. Стратегию чтения подобной литературы можно сравнить с ловлей рыбы при помощи невода. Чем шире сеть, тем больше вероятность того, что в нее попадет ненужный предмет, чем чаще сеть закидывается, тем больше вероятность того, что наконец - то наткнешься на долгожданный косяк рыбы.
Для поглощения такого рода литературы требуется навык скоростной фильтрации информации. То есть навык отбора нужных для прочтения текстов и избирательное чтение этих текстов (поиск ключевых слов, фраз, фактов и чтение только важной информации).
Читать нужно только то что самое главное. Это основной принцип скорочтения.
А, после поглощения информации следует крепко задуматься как полученные знания можно применить на практике.