Тренинг: «Разложите текст на смысловые ряды»

Чтение текста производится в три этапа:

  • Возьмите карандаш и во время чтения подчеркните показавшиеся Вам важными ключевые слова (значимые слова). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие. При этом не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении.
  • Во время второго чтения объедините ключевые слова в смысловые ряды. Смысловой ряд – это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста. Запишите все полученные смысловые ряды на листочке.
  • Во время третьего захода прочитайте смысловые ряды и при этом попытайтесь сформировать смысл, доминанту текста. Смысл текста – это те образы, которые должны быть помещены в Вашу образную память (память для образов, внутренний «экран», воображение).

Тренируйтесь «схватить» основные идеи, значимые слова, фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Далее следует свести содержание текста к коротким логическим цепочкам. После этого отметить в каждой цепочке центральное по смыслу понятие и ассоциировать понятия между собой. А затем образовать единую логическую цепь идей и определить суть текста.

При использовании стратегии чтения "ключевые слова – смысловые ряды" читаемый текст сжимается, в нем остаются зерна на уровне непрерывных цепочек слов.

По мере тренировок старайтесь удерживать в уме ключевые слова, периодически проверяя их (не стерлись ли их смыслы - образы из памяти во время чтения нового текста).

Что такое ключевые слова

Ключевые слова обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Редко к ключевым словам можно отнести местоимения.

Что такое доминанта

Доминанта – это ядро текста, кратчайшим, экономным способом выражающее смысл текста. Доминанта - выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления смыслового замысла автора. Доминанта – это чтение текста между строк.