Эксперименты показали, что, испытуемый не имевший специальной подготовки, может увидеть четыре взаимосвязанных слова (24 буквы) если изображение букв высвечивалось в течении сотой доли секунды. Если бы чтение сводилось бы просто к восприятию информации, то человек мог бы читать со скоростью 4 000 слов в минуту. Слова, попадающие в поле зрения обрабатываются мозгом примерно за одну пятую секунды. И после этого информация связаться с предыдущим текстом и ранее полученным опытом. |
Средняя продолжительность остановок при чтении приблизительно равна у быстро читающих и медленно читающих людей (одна четвертая секунды), однако быстро читающие люди обрабатывают за одну фиксацию больше информации, по сравнению с их медленно читающими коллегами.
Рассматривая предмет, глаза человека совершают по его контуру скачкообразные движения с частотой 2-5 раз в секунду. В процессе чтения скачкообразные движения совершаются 3-4 раза в секунду как у скорочитающего, так и у медленно читающего человека. Разница между читателями заключается в объеме воспринимаемой информации в момент фиксации глаза. Восприятие текста происходит только во время фиксаций глаз. Длительные остановки вызываются незнакомыми словами или опечатками в тексте. Для ускорения чтения необходимо расширить угол охвата текста и увеличить узнаваемость текста.
Как увеличить узнаваемость текстаУзнаваемость текста тренируется постоянным чтением. Постепенно сознание формирует базу данных из слов, терминов и словесных штампов. За счет применения накопленного опыта человек меньше тратит времени на опознание слов в тексте. |
Расширение угла зрения возможно при помощи упражнений на тренировку периферийного зрения.