«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно
скорее все укладывать, куда следует».
А.В. Суворов
Развивая память, человек одновременно развивает воображение, эмоциональный ум и умение сосредотачиваться. Тренировка памяти – это одно из необходимых условий развития навыка быстрого чтения.
Наполеон говорил, что «все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения».
Физиологической основой памяти, как писал И.П. Павлов, является образование нервных связей, способных восстанавливаться и актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.
Принято считать, что существуют два вида физиологической активности, которые соответствуют двум фазам запоминания. Один из них соответствует фазе создания следа, то есть кратковременной памяти, а другой - фазе хранения следа, т.е. долговременной памяти.
Запоминание связано с возникновением ассоциативных связей между впечатлениями (Г. Эббингауз).
Запоминание связано с подкрепляющей ролью в цепочке «стимул-реакция» (Скиннер). Данный подход связан со схожестью поведения человека и животных.
В запоминании ключевую роль играет структурирование материала (Вертхаймер, Коффка).
Запоминается лишь то, что соответствует подсознательным влечениям человека, а все, что не соответствует, вытесняется из памяти (Фрейд).
Сущность памяти — в запечатлении знаков, выработанных социумом (Л.С. Выготский).
Память работает на основе блоковой модели, согласно которой информация проходит обработку через ряд блоков и попадает в долговременное хранилище (П.И. Зинченко, А.Р. Лурия).
В настоящее время считается, что воспоминания однажды запечатлевшись, остаются навсегда. К потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть.
Мозг работает как и любой другой орган тела. Он дряхлеет без нагрузок, поэтому, нужно поддерживать его в активном состоянии. Память является функцией мозга, и, как всякая его функция, может быть развита и поддается тренировке. |
Памяти, пригодной для всевозможных целей, не существует
Если человек хорошо запоминает один вид информации, то он может плохо запоминать другой тип информации. Каждый вид деятельности формирует специальную систему усвоения. Человек, у которого хорошая память, имеет широкий круг интересов.
заучиванием, усвоением информации,
удержанием информации,
вспоминанием.