Повторение

Томас Аквинский дал совет: "Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в памяти". Повторение - это сильный фактор запоминания. Оно может позволить используя механические рефлексы мозга, запомнить вещи, к которым вы не проявляете интереса и с которыми нет никаких ассоциаций. Механическая память работает лучше у детей, чем у взрослых. И наоборот, способность делать различные ассоциации с годами улучшается.

Периодичность повторения

Повторение играет важную роль в фиксации воспоминаний. Не пытайтесь запомнить информацию за один раз. Наоборот, возвращайтесь к заданию многократно.

Чтобы повторение не было утомительным, необходимо его готовить. Личные тетради, содержащие стихи, даты, цифры, мнемотехнические фразы, сводные таблицы, помогут освежить в короткое время воспоминания, которые начали стираться. Помечая карандашом основные идеи произведения, вы можете повторить его за час вместо повторного полного чтения.

Психологи исследовали запоминаемость текста в зависимости от количества прочтений. Если перечитывать текст несколько раз подряд, то он запоминается намного хуже, чем если прочитать текст с промежутком в пять минут. Идеальный интервал между прочтениями находится между 10 минутами и 16 часами. Повторите вечером то, что учили утром.

Необходимо повторять материал достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело глубокий след, но и достаточно редко, чтобы было что повторять. В обычном режиме обучения рекомендуется повторять изученный материал через 5-6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5-6 месяцев.

Метод кумулятивного повторения

Метод кумулятивного повторения требует меньше времени, чем повторное чтение через равные промежутки времени. Для лучшего запоминания рекомендуется следующий ритм повторения:

Запоминание пересказом

Существует фраза «Объяснял – до тех пор, пока сам не понял». Попробуйте найти товарищей, которым Вы могли бы передать полученные Вами знания. Анализируя процесс забывания и приобретения знаний другим человеком, Вы научитесь свертывать свои знания в компактные схемы. Обучая других, Вы так же убиваете и второго зайца – Вы учитесь воздействовать на другого человека и кооперированию (помните, что человек способный к кооперации в наше время более успешен по сравнению с замкнутым человеком).