Решая задачу, изобретатель должен пройти этапы: анализ — изменение — синтез. В соответствии с этим можно назвать основные стадии процесса изобретательского творчества так: аналитическая, оперативная и синтетическая.
На первой — аналитической — стадии изобретатель идет от общего к частному: от сформулированной в общем виде задачи к отысканию содержащегося в ней технического противоречия, затем к определению непосредственной причины противоречия и нахождению условий, при которых эта причина снимается.
Аналитическая стадия имеет исключительно важное значение для всего творческого процесса. Дело в том, что задача обычно формулируется в чрезвычайно общем, расплывчатом виде. Пытаясь сразу найти решение, изобретатель невольно начинает перебирать без всякой системы всевозможные варианты (традиционное: «А если сделать так?..»). Мысль не направлена, поиски идут по случайным путям, а таких путей — великое множество.
Аналитическая стадия состоит в том, чтобы последовательно, шаг за шагом, перейти от общей, неопределенной задачи к конкретному вопросу: при каких условиях снимается причина технического противоречия, вызвавшего появление задачи?
Наиболее рационально разделение аналитической стадии на пять этапов:
Источник: «Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – С. 43-52.»